Лечебная работа

Санаторный режим

Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Строится режим дня на основе биологических ритмов функционирования организма.

 

Периодичность, т. е. определенный ритм, наблюдается во всех физиологических процессах: суточный ритм сна и бодрствования, активности и покоя; суточные колебания температуры тела, кровяного давления, частоты пульса; сезонные изменения основного обмена. Только при ритмической смене покоя и работы осуществляется полноценная деятельность человеческого организма. Именно поэтому, соблюдение режима дня является одной из ключевых задач в оздоровлении детей.

 

Режим дня в нашем санатории строится в соответствии с временем года, дифференцируется в зависимости от возраста и состояния здоровья детей. Предусматривается достаточная продолжительность ночного сна и отдыха днем, правильное распределение времени приема пищи, пищевых нагрузок, рациональное чередование закаливающих и лечебных процедур, отдыха, занятий, прогулок, воспитательной, кружковой работы. Обязательно длительное пребывание на свежем воздухе во все сезоны года.

 

В режиме дня для детей любого возраста важную роль играет достаточная продолжительность сна. Учитывая снижение функциональной возможности нервной системы больных детей, продолжительность ночного сна должна быть немного больше, чем у здоровых сверстников, обязателен сон или спокойный отдых в постели днем. Для детей дошкольного возраста рекомендуется продолжительность сна ночью в течение 10-11 ч и днем в течение 2—2,5 ч, для младших школьников—10 ч ночью и 2 ч днем, для старших— 9 ч ночью и 1,5 ч днем. Утренний подъем детей начинается не раньше 7 ч. Подготовка к ночному сну начинается у дошкольников в 20 ч, младших школьников — в 21 ч, старших — в 22 ч. Чтобы сон детей был спокойным и глубоким, помещения спален хорошо проветриваются, создается комфортная для сна температура, соблюдается тишина, приглушенное освещение.

 

Еще одним важным элементом режима дня является режим питания. Он строится так, чтобы промежуток между приемами пищи составлял 3—4 ч. В нашем санатории предусмотрено 6-разовое питание. Время каждого приема пищи точно устанавливается в режиме дня, это способствует выработке полезного условного рефлекса. Более подробно ознакомится с меню можно здесь.

 

Проведение основных лечебных процедур и ЛФК предусмотрено в первой половине дня. Сложные реактивные изменения в организме ребенка, развивающиеся после приема процедур, требуют отдыха продолжительностью не менее 20—60 мин (в зависимости от состояния больного и характера процедуры). Некоторые индивидуальные лечебные процедуры проводятся и во второй половине дня.

 

Распорядок дня размещен в каждой группе, известен медицинскому и педагогическому персоналу. Он является динамичным и индивидуализированным. В процессе лечения его могут изменять так, чтобы обеспечить благоприятные условия для повышения функциональных способностей развивающегося детского организма и выздоровления ребенка.

 

Проведение основных лечебных процедур и ЛФК должно быть предусмотрено в первую половину дня. Сложные реактивные изменения в организме ребенка, развивающиеся после приема процедур, требуют отдыха продолжительностью не менее 20—60 мин в зависимости от состояния больного и характера процедуры. Не рекомендуется проведение процедур сразу после приема пищи или натощак; некоторые индивидуальные лечебные процедуры можно проводить и во второй половине дня.

 

Детей ежедневно осматривают врачи, оценивая их состояние. Измерение температуры тела проводят всем детям утром, второй раз — после дневного сна.

 

Важную роль в оздоровлении и лечении детей имеет максимальное пребывание на воздухе. Оно достигается путем проведения на открытом воздухе возможно большего числа режимных моментов — занятия ЛФК, гимнастика, кружковые занятия, игры. Зимой дети как правило проводят на воздухе не менее 3—4 ч, что осуществляется в 2—3 приема. Во всех группах санатория имеются сушилки для обуви, носков, одежды. Летом дети могут находиться на воздухе почти в течение всего дня.

 

Для закаливающих водных процедур как важного фактора профилактики лучше предусмотреть время в утренние часы сразу после утренней гимнастики.

 

Контроль за всеми мероприятиями с точки зрения допустимости тех или иных нагрузок для всех детей или каждого ребенка в отдельности осуществляется врачами, главным врачом.

 

Все сотрудники санатория – и медицинские и педагогические работники – работают в тесном сотрудничестве для достижения максимального результата в оздоровлении детей.

 

Более подробно ознакомится с распорядком дня можно здесь.

Питание

Правильное полноценное питание детей – одна из важных составляющих режима дня и оздоровления.

В нашем санатории питание осуществляется по разработанному 14-ти дневному меню, утвержденному Роспотребнадзором, для 2 категорий детей: с 3 до 7 лет и с 8 до 12 лет. Все блюда по калорийности и соотношению белков, жиров и углеводов соответствуют возрастной норме. Более подробно ознакомиться с меню можно здесь.

 

Питание шестиразовое и предусматривает:

  1. Первый завтрак – в 8.30
  2. Второй завтрак – в 10.00
  3. Обед – в 12.30
  4. Полдник – в 15.15
  5. Первый ужин – в 18.30
  6. Второй ужин – в 20.00

Приготовление блюд происходит по технологическим картам согласно меню. Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключается жарка блюд, а также продукты с раздражающими свойствами.

 

С момента приготовления до отпуска первых и вторых блюд проходит не более 2 часов.
Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке санатория. Пищеблок размещается на первом этаже, имеет отдельный выход, и состоит из овощного, холодного, мясорыбного, горячего цехов, складов и санитарной комнатой. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами, оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и нормам к организации детского общественного питания.

 

Поставка сырых продуктов (сырья) для приготовления блюд осуществляется сторонними организациями (поставщиками) согласно нашим заявкам. Транспортировка сырья осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. Пищевые продукты поступают на склад продуктов питания и имеют все необходимые документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Продукты животного происхождения проходят через информационную систему «Меркурий» предназначенную для сертификации и отслеживания товаров, которая помогает контролировать качество продукции животного происхождения.

Физиотерапия

Санаторно-курортное лечение детей – один из этапов педиатрической помощи, которая предусматривает преемственность и непрерывность лечения на разных этапах педиатрической службы – поликлиника, стационар, санаторий.

 

Методы физиотерапевтического лечения широко используются при многих болезнях детей различного возраста и в свою очередь оказывают активное влияние на многие системы организма, стимулируют защитные силы, способствуют ликвидации воспалительных и дистрофических нарушений, совершенствуют адаптационные способности организма.

 

Физиотерапия – лечение, которое проводится путем воздействия на организм природных и искусственно созданных факторов: магнитных полей, тепла, света, ультразвука, ультрафиолетового излучения, токов различной частоты и др. Физиотерапия может быть основным или дополнительным элементом лечебного курса. Физиотерапия помогает уменьшить количество применяемых лекарств, уменьшить их дозировку, повысить доступность препаратов, а в некоторых случаях и совсем от них отказаться.

 

При подборе подходящих методов физиотерапевтического лечения учитываются:

  • Показания и противопоказания
  • Индивидуальные особенности пациента
  • Основные и сопутствующие заболевания

Методы физиотерапевтического лечения, используемые в ГБУЗ «Детский санаторий № 29 ДЗМ»:

  1. Светотерапия (местное УФО, биоптрон)
  2. Ингаляционная терапия (ингаляции с физиологическим раствором NaCl 0,9%, лекарственными препаратами, соляные ингаляции от аппарата «Галонеб»)
  3. Галокамера «Аэромед» (соляная пещера)
  4. Магнитотерапия (аппарат «Полимаг», «Поток-2»)
  5. Ультразвукавая терапия
  6. Аэроионотерапия (аппарат «Аэровион»)
  7. УВЧ
  8. Элекстосон
  9. Комбинированное физиотерапевтическое лечение: тепловое воздействие, сочетанное воздействие импульсного светового излучения красного диапазона спектра и импульсного магнитного поля от аппарата «Мультилор»
  10. Аромафитотерапия (аппарат «Фитотрон»)
  11. Кислородные коктейли с сиропом солодки

 

При необходимости методы физиотерапевтического лечения комбинируются между собой или сочетаются с медикаментозной терапией. Физиотерапия для детей позволяет сократить время лечения или реабилитации, быстро восстановиться после ОРВИ, травм, обострений хронических заболеваний. Кроме того, она дает возможности для сокращения количества медикаментозных препаратов, что снижает нагрузку на растущий организм и предотвращает негативное влияние медикаментов на почки, печени и органы желудочно-кишечного тракта.

ЛФК (лечебная физкультура)

Лечебная физкультура (ЛФК) – это система физических упражнений, направленных на восстановление и укрепление здоровья, улучшение физического состояния и профилактику различных заболеваний у детей. ЛФК является важной частью комплексного лечения и реабилитации.


Цели и задачи ЛФК:

  • Восстановление функций организма: Упражнения помогают восстановить и улучшить функции опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
  • Профилактика заболеваний: Регулярные занятия ЛФК способствуют профилактике различных заболеваний, укрепляют иммунную систему и повышают общий тонус организма.
  • Улучшение физической подготовки: Упражнения развивают силу, выносливость, гибкость и координацию движений, что способствует общему физическому развитию детей.
  • Коррекция осанки: ЛФК помогает предотвратить и исправить нарушения осанки, сколиоз и другие проблемы опорно-двигательного аппарата.
  • Реабилитация после травм и заболеваний: Программа упражнений направлена на восстановление после травм, операций и различных заболеваний.


Методы и формы работы:

  • Индивидуальные занятия: Программы ЛФК разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
  • Групповые занятия: Упражнения выполняются в группе, что способствует социальной адаптации и поддержке со стороны сверстников.
  • Комплексы упражнений: Различные комплексы упражнений для укрепления мышц, улучшения координации и гибкости, развития дыхательной системы и повышения общей выносливости.
  • Игровые формы: Включение элементов игры в процесс занятий делает упражнения более интересными и увлекательными для детей.


Ожидаемые результаты:

  • Восстановление и укрепление физического состояния.
  • Улучшение функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
  • Профилактика и коррекция нарушений осанки.
  • Повышение общей физической выносливости и уровня здоровья.
  • Улучшение эмоционального состояния и снижение уровня стресса.


Лечебная физкультура (ЛФК) – это эффективный метод реабилитации и укрепления здоровья детей, который помогает стать сильнее, здоровее и увереннее в себе.

Массаж

Массаж – это одна из наиболее эффективных методик, направленных на оздоровление и восстановление организма. Массаж помогает улучшить кровообращение, снять мышечное напряжение, укрепить иммунитет и способствует общему улучшению самочувствия детей.


Цели и задачи массажа:

  • Улучшение кровообращения: Массаж стимулирует кровообращение, улучшает питание тканей и органов, способствует выводу токсинов из организма.
  • Снятие мышечного напряжения: Массаж помогает расслабить мышцы, снять напряжение и спазмы, что особенно важно для детей с повышенной физической активностью или после физических нагрузок.
  • Укрепление иммунной системы: Регулярные сеансы массажа способствуют укреплению иммунитета, улучшению общего состояния здоровья и повышению устойчивости к заболеваниям.
  • Коррекция осанки: Массаж помогает предотвратить и исправить нарушения осанки, уменьшить боли в спине и шее, улучшить общее состояние опорно-двигательного аппарата.
  • Психоэмоциональная поддержка: Массаж оказывает расслабляющее и успокаивающее действие, помогает снять стресс и улучшить настроение.


Методы и формы работы:

  • Классический массаж: Включает в себя основные приемы массажа – поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, которые применяются в различных комбинациях в зависимости от целей и задач.
  • Лечебный массаж: Специализированные техники массажа, направленные на лечение и профилактику различных заболеваний, коррекцию осанки и устранение мышечных спазмов.


Ожидаемые результаты:

  • Улучшение кровообращения и обменных процессов в организме.
  • Снятие мышечного напряжения и улучшение тонуса мышц.
  • Укрепление иммунной системы и повышение общего уровня здоровья.
  • Коррекция осанки и уменьшение болевых ощущений в спине и шее.
  • Улучшение эмоционального состояния и снижение уровня стресса.


Массаж – это не только полезная, но и приятная процедура, которая помогает детям стать здоровее, крепче и счастливее. Регулярные сеансы массажа способствуют гармоничному развитию и улучшению качества жизни ребенка.

Зрительная гимнастика

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти органов чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие органа зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные зрительные нагрузки (телефон, компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Доказано, что можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды предотвратить или хотя бы остановить ухудшение зрения у ребенка.

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер:

  • Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращение
  • Способствует снятию утомления, расслаблению мышц глаза
  • Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости
  • Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата


Зрительная гимнастика подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил.

В нашем санатории все дети ежедневно, 2 раза в день проходят занятия зрительной гимнастики. Комплексы зрительной гимнастики составлены с учетом возраста детей. Для работы с дошкольниками используются упражнения для зрительной гимнастики с использованием художественного слова, для детей школьного возраста используем зрительно-вестибулярный тренажер В.Ф. Базарного, «Геометрические фигуры», «Сказочные персонажи», методику зрительной гимнастики Э.С. Аветисова.

По окончании курса лечения ребенка в санатории рекомендуется продолжить проведение зрительной гимнастики в домашних условиях.

Лечение природной минеральной водой

Россия обладает огромными природными лечебными ресурсами. К числу таких природных ресурсов относятся природные минеральные воды. Использование их в качестве одного из методов восстановительной и реабилитационной терапии связано с уникальной способностью природных минеральных вод воздействовать на все органы и системы человека. На территории России находится более 4000 разнообразных источников минеральных вод различного химического и газового состава. Многие болезни человека тесно связаны с недостаточностью поступления или содержания в организме определенных макро- и микроэлементов. Применение лечебных минеральных вод позволяет восстановить их баланс в организме.

 

В нашем санатории для лечения детей мы используем минеральную воду «Stelmas Mg». Данная минеральная вода относится к группе лечебно-столовых вод средней минерализации. В состав минеральной воды входят: гидрокарбонаты, сульфаты, хлориды, кальций, магний, натрий, калий, кремний. Отличительной особенностью используемой нами минеральной воды является значительное содержание магния (150-400 мг/л), который входит в десятку так называемых «металлов жизни» и является жизненно необходимым для организма ребенка химическим элементом. Магний участвует в более чем 50 % энергообразующих процессов, является антистрессовым веществом, спазмалитиком, имеет особое значение в предупреждении и лечении заболеваний органов дыхания. Он поддерживает клеточный и гуморальный иммунитет, оказывает противовоспалительное, противоаллергическое действие, обладает антиоксидантными свойствами, уменьшает гиперреактивность бронхов.

 

Кроме того, магний усиливает перистальтику, очищает кишечник, почки, печень от токсинов, продуктов метаболизма, тем самым препятствует возникновению запоров, снижает риск развития гастрита, язвенной болезни. Минеральная вода, содержащая магний, улучшает выработку и отток желчи, ликвидируя застой желчи.

Кроме магния в состав минеральной воды входят:

  • Гидрокарбонаты – стимулирует секреторную функцию желудка, улучшает усвоение организмом многих химических элементов;
  • Хлор – стимулирует кислотообразование в желудке, влияют на выделительную функцию почек;
  • Сульфаты – оказывают желчегонное и послабляющее действие;
  • Натрий и калий – этим химическим элементам принадлежит главная роль в поддержании постоянства водно-солевого обмена в организме;
  • Кальций – обладает противовоспалительным и противоаллергическим действием;
  • Кремний – улучшает связывание и выведение токсинов, повышает растворимость солей в моче, ускоряет выведение болезнетворных микробов, тем самым ускоряет процесс санации мочи в случае заболевания и препятствует возникновению заболеваний мочевой системы.

Лечебно-столовая минеральная вода в качестве одного из лечебных методов назначается лечащим врачом. Дети принимают минеральную воду при наличии медицинских показаний по назначению врача 2-3 раза в день, в объеме 3-5 мл/ кг массы на прием.

БОС-терапия

Биологическая обратная связь, или БОС – терапия – это современная методика, которая помогает научиться управлять физиологическими процессами, связанными с работой нашей нервной системы. Это своеобразное «физиологическое зеркало», с помощью которого пациент наглядно видит внутренние процессы организма и при помощи специальных тренировок учит их регулировать.

БОС-терапия поддерживает равновесие между полушариями головного мозга, а также нервной и иммунной системами, тем самым влияя на физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные процессы, обеспечивая оптимальное использование всех возможностей ребенка. Таким образом, БОС-терапию можно считать разновидностью поведенческой терапии.
В нашем санатории мы используем методику Ритмо-БОС.

«Чувство времени» или «чувство ритма», то есть способность к восприятию и воспроизведению ритмических рисунков, это один из базовых феноменов, свойственных человеку. Наш мозг и отдельные его зоны работают в разном ритме, но слажено, как оркестр. И если один элемент сбивается, то нарушается все «звучание». В этом случае могут возникать различные сложности в когнитивной сфере: невнимательность, трудности в запоминании или воспроизведении информации, заикания, недостаток саморегуляции, сложности с письмом и чтением, обучением навыкам и так далее.

Программный комплекс Ритмо-БОС предназначен для развития чувства времени и ритмической осведомлённости у детей. Недостаточность развития чувства ритма и времени у детей, в большинстве случаев, коррелирует с речевыми трудностями, чтением, контролем, с самоорганизацией, саморегуляцией, концентрацией внимания, двигательным контролем, чувством равновесия и т.д.

Занятия на комплексе «Ритмо-БОС» помогают детям с:

  • Синдромом двигательного возбуждения и гиперактивности, импульсивностью, проблемами контроля, «старт-стоп» регулированием;
  • Речевыми трудностями (тахилалия, брадилалия, нарушения темпо-ритмической организации речи, заикании), нарушением речевого программирования высказывания;
  • Низкой скоростью чтения и трудностями в понимании прочитанного;
  • Трудностями в реализации двигательных программ;
  • Нарушениями почерка, точности движений.

Тренировочные модули комплекса направлены на развитие чувства времени и ритмической осведомлённости. Тренировка происходит в рамках компьютерной игры. Воспроизведение задаваемого ритма происходит посредством нажатия на клавишу клавиатуры компьютера. Ход игры меняется в зависимости от точности повторения задаваемого ритма. Игровая форма помогает увеличить мотивацию ребёнка, а программное обеспечение позволяет проводить детальный анализ динамики и отчётов по каждой игровой сессии.